Может ли сайт быть СМИ в соответствии с законодательством Украины?  

Не секрет, что развитие технологий приводит к появлению новых видов правоотношений, которые требуют законодательной регламентации. Реалии нашей жизни давно доказали необходимость определения правовой природы сайта, как носителя массовой информации.
Государственный комитет информационной политики Украины заявил о разработке законопроекта, согласно которому Internet - изданиям будет предоставлен статус средств массовой информации. Однако стоит ли говорить о том насколько может затянуться разработка проекта и принятие самого закона.
Рассмотрим действующее законодательство Украины, позволит ли оно расценивать сайт, как средство массовой информации?
Обратимся к Закону СССР от 12.06.1990г. № 1552-I «О печати и других средствах массовой информации». Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика и другие периодические формы публичного распространения массовой информации.
Отметим, что данный Закон до сих пор действует в редакции 1990 года, и, несмотря на свою бесспорную неактуальность, является единственным нормативным актом Украины, говорящим о наличие иных форм распространения массовой информации, кроме традиционных видов СМИ.
Представляется интересным обратиться к опыту российского законодательства, несмотря на то, что Закон РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» был принят позже, и в период его действия внесено 18 изменений, в нем используется подобное размытое понятие, отсылающая нас к абстрактным «иным средствам массовой информации».
Подобная формулировка используется в законотворчестве именно для того, чтобы урегулировать новые формы правоотношений, которые могут возникнуть или которые еще не получили широкого распространения на момент принятия нормативного акта, но должны быть урегулированы законодательством.
Из вышерассмотренного мы можем почерпнуть признаки, которыми должен обладать сайт, являющийся средством массовой информации:
1. Сайт должен периодически пополняться.
Должен ли сайт пополняться «время от времени», или пополнение должно происходить через каждый определенный период времени? Представляется необходимым вернуться к данному вопросу после того, как будет полностью рассмотрено законодательство, регулирующее распространение массовой информации.
2. Сайт должен содержать массовую информацию.
Статья 2 Закона «О печати и других средствах массовой информации» дает определение массовой информации – «под массовой информацией понимаются публично распространяемые печатные, аудио- и аудиовизуальные сообщения и материалы».
Данное определение не вступает в противоречие с Законом Украины от 02.10.1992г. № 2657-XII «Об информации», согласно которому массовая информация — это публично распространенная печатная и аудиовизуальная информация (ст. 20).
Статья 1 Закона Украины «Об информации» закрепляет понятие информации – это документированные или публично объявленные сведенья о событиях и явлениях, которые происходят в обществе, государстве и окружающей среде.
Согласно ст. 20 Закона Украины «Об информации» массовая информация – публично объявляемые, а не документированные сведенья, соответственно в отношении нее не будет распространяться ст. 27 вышеуказанного Закона, в которой указываются носители документированной информации.
Технические возможности сети Internet позволяют размещать на сайтах любые виды массовой информации - печатные, аудио-, аудиовизуальные сообщения и материалы.
Законодатель не ограничил носители информации и техническое оборудование, посредствам которых должны быть созданы печатные сообщения СМИ. А, следовательно, текстовый документ созданный с помощью компьютера и находящийся на сайте в сети Internet является печатным сообщением СМИ (конечно при условии соответствия сайта также 1 и 3 признаку). С подобной позицией согласны многие правоведы.*
3. Сайт должен публично распространять информацию, т.е. должен быть доступен для пользователей.
Говоря о сайте необходимо помнить, что согласно Закону Украины от 23.12.1993г. № 3792-XII «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 1) сайт является компьютерной программой. Для того, чтобы он стал доступен пользователям в сети Internet у него должен быть уникальный электронный адрес (доменное имя), а также сайт должен размещаться на сервере осуществляющем хостинг.
Доступ к сайту может быть ограничен и сайт может быть не предназначен для публичного распространения информации, соответственно такой сайт не может являться средством массовой информации.
Информация на некоторых сайтах предоставляется пользователям только после оплаты права доступа к информации, или после регистрации пользователя на сайте, однако это не означает, что информация не предназначена для публичного распространения, ведь и большинство газет и журналов читатель приобретает за плату и предварительно, осуществив подписку на издание.

Придя к выводу о том, что сайт отвечающий вышеперечисленным признакам должен быть зарегистрированным в качестве средства массовой информации, определимся, какими нормативными актами регулируется деятельность сайта как средства массовой информации.
В ст. 20 Закона «Об информации» законодатель устанавливает, что деятельность отдельных видов средств массовой информации регламентируется законодательными актами об этих СМИ.
Итак, в каких же нормативных актах получили свое развитие Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» и Закон Украины «Об информации»: Закон Украины от 16.11.1992г. № 2782-XII «О печатных средствах массовой информации» и Закон от 21.12.1993г. № 3759-XII «О телевидении и радиовещании».
Правомерно возникает вопрос – возможно ли в отношении сайта использовать нормативные акты, регламентирующие деятельность прессы, телевиденья или радиовещания?
Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо ответить на другой вопрос – порождает ли в процессе своей деятельности СМИ гражданско-правовые отношения? Безусловно, т.к. возникающие правоотношения напрямую связаны с осуществлением хозяйственной, предпринимательской деятельностью, а соответственно порождают отношения, предусмотренные ст. 1 Гражданского Кодекса Украины.
Так как в процессе деятельности СМИ возникают гражданские отношения, и регистрация СМИ связана с возможностью осуществления хозяйственной деятельности, в отношении сайта должна быть использована статья 8 Гражданского Кодекса Украины, согласно которой в случае если гражданские отношения не урегулированы Гражданского Кодексом, другими актами гражданского законодательства или договором, они регулируются теми правовыми нормами этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, которые регулируют подобные по смыслу гражданские отношения (аналогия закона).
Таким образом, данная норма Гражданского Кодекса отвергает правовой вакуум в гражданских правоотношениях; и соответственно в отношении сайтов, отвечающих признакам СМИ, должно применяться законодательство регламентирующие деятельность прессы, телевиденья или радиовещания.
Вопрос о том, какие именно нормы должны быть использованы в отношении сайта, требует отдельного обширного анализа.

*А. Серго «Неопределенный сайт» //"эж-ЮРИСТ", N 1, январь 2004 г.; М. Дашян «Правовые аспекты регулирования содержания сайтов в Интернете» //"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 47, ноябрь 2003 г.; А. Серго «Программа, база данных или СМИ?»// "эж-ЮРИСТ", N 32, август 2003 г.

Екатерина Соколова
11.09.2006г.


Познакомься с народом
Напишите мне

Hosted by uCoz